Европейская комиссия хочет, как можно скорее провести следующий раунд газовых переговоров между Россией и Украиной, чтобы обсудить с обеими сторонами вопросы транзитного протокола, срок действия которого истекает в 2019 году. ЕС хотел бы видеть соглашение между странами с использованием стандартов ЕС при определении платы за транзит.
В последний день декабря прошлого года, Киев объявил радикальные ставки по транзиту российского газа. С 1 января ставка увеличилась до 12,47 долларов с 2,7 долларов за тысячу кубометров топлива. Газотранспортная система является сложным объектом и требует регулярного обслуживания и обновления, включая шаровые краны и другую запорную арматуру. Тем ни менее, Евросоюз считает, что оплата Росси за транзит газа должна быть рассчитана на основе стандартов ЕС. Украина является важной транзитной страной для ЕС, который считает, что «бы лучше сейчас начать повторное согласование», как заявляет Европейская комиссия.
В контексте планируемого Nord Stream 2, который может ликвидировать Украину в качестве транзитной страны, Европейская Комиссия подчеркивает, что она хочет сохранить маршруты поставок через Украину. Транзитный русско-украинского протокола истекает в 2019 году и это вызывает беспокойство в ЕС по поводу собственной энергетической безопасности будущей зимой.
Украинская газотранспортная компания Укртрансгаз объявила в начале года, несмотря на напряженность, сохраняющиеся в отношениях между Киевом и Москвой, транзит российского газа, поставляемого через Украину в ЕС в 2015 году, увеличился почти на 8 процентов. Украина в ноябре остановили закупки газа из России и сказала, что он получит только ресурс, который протекает транзитом через ее территорию, а для собственных нужд закупает этот же газ в Европе.
Российский Газпром и украинский Нафтогаз решают спор в арбитражном суде в Стокгольме. Арбитражный суд рассматривает вопрос в два этапа. Первый состоится осенью, и вновь весной, «так что мы будем иметь еще одну зиму без арбитража», как заявил во вторник в Брюсселе официальный представитель Европейской комиссии, которая хочет, как можно скорее начать переговоры о поставках газа до следующей зимы.