Избыточные глобальные стальные мощности оцениваются в сотни миллионов тонн и ежегодно усиливают конкуренцию на мировом рынке. Несмотря на их постепенное закрытие, например в Китае так и в других странах мира, ситуация кардинально не меняется.
Зато высокоэффективные китайские предприятия остаются работать и влиять на мировую конъюнктуру. Поэтому, даже несмотря на относительно привлекательные мировые цены, украинский металлопроизводитель постоянно находится на краю пропасти. «В любое время мы можем вернуться к ситуации осени 2008 г.. Или к ситуации 2015, когда цены на сталь были самыми низкими за последние 15 лет», - говорит президент ПО «Укрметалургпром» Каленков. Ведь украинские металлурги слишком сильно зависят от экспортных рынков, отгружая в свет более 80% произведенной продукции. С другой стороны, украинский ГМК обеспечивает около 28% украинской валютной выручки.
Кроме того, в мире усиливается тренд протекционизма - увеличивается количество антидемпинговых и специальных расследований в отношении стальной продукции. Государства пытаются защитить свои внутренние рынки и сохранить собственные индустрии. Торговая война США с Китаем косвенно коснулись всех стран. Европейский Союз принял предварительные санкции против импортной стали и планирует применить тарифные квоты по каждой из стран-поставщиков. Сейчас этот процесс находится на завершающем этапе и уже к концу текущего года представители ЕС должны сформулировать свои требования к импортерам.
«По некоторым группам металлоизделий эти квоты уже выбраны на 85%, когда квоты будут выбраны полностью, начнет действовать 25% -ную пошлину», - отметил господин Каленков. Он также добавляет, что Турция также ввела защитные меры, а страны Персидского залива, несмотря на европейский пример, тоже размышляют над применением защитных мер. Эти рынки потребляют значительный объем украинского экспорта металлопродукции. «Мы ожидаем, что европейская сторона прислушается к украинским аргументов и это позволят уменьшить наши риски», - надеется господин Каленков. К внешним рискам добавляются внутренние, в основном связанные с логистикой. Это кризис на Азовском море, что может привести к увеличенной нагрузки на железную дорогу и черноморские порты. Проблемным местом здесь могут стать перешеек Камыш-Заря-Волноваха и ограничена глубоководность украинских портов в целом. Эксперт также обратил внимание на неэффективном государственном управлении монополиями. «Горно-металлургический сектор терпит большие убытки от неэффективной деятельности «Укрзализныци », чем от роста тарифов на грузовые перевозки, - говорит Александр Каленков. - Тарифы на перевозки грузов растут, а ситуация с дефицитом локомотивной тяги не улучшается ». По подсчетам ассоциации «Укрметаллургпром», в текущем году из-за проблем с логистикой, Украина не выплавила около 2 млн т стали и добыла меньше железорудного сырья, чем потенциально могла выработать и экспортировать. В то же время, ГМК остается одним из крупнейших грузоотправителей «Укрзализныци», занимая долю в 45%.
И наконец, господин Каленков остановился на внутреннем рынке, объемы которого сравнительно низкие. Потребление стали в Украине находится на уровне около 4-5 млн тонн, при этом доля импорта металлопродукции в структуре внутреннего потребления ежегодно увеличивается. Стоит отметить, большая часть импортного металлопроката аналогичный тому, который может производить отечественный сталевар. «Рост импорта обеспечивается благодаря недобросовестной ценовой конкуренции со стороны Китая и России», - отмечает господин Каленков.
Для увеличения внутреннего потребления стали нужны инвестиции в том числе государственные программы. Их реализация, с одной стороны, позволит нарастить потребление стали, что, в свою очередь, станет драйвером экономики, а с другой - позволит сохранить стальную индустрию.
Вызовы для украинской металлургии
|
Азовпромсталь® 20 декабря 2018 г. 10:56 |